Теория массового обслуживания - это раздел математики, изучающий поведение систем массового обслуживания. Диаграмма последовательности демонстрирует фундаментальное отношение теории массового обслуживания:
R = S + W
Время отклика равно сумме времени обслуживания и времени задержки в очереди. Время обслуживания - это время, действительно затраченное на использование запрошенного ресурса, а задержка в очереди -время, проведенное запросом в очереди к ресурсу.
На рис. 9.3 отношение R = S + W представлено в виде графика. Время отклика, откладываемое по вертикальной оси, изменяется в соответствии с изменением степени загруженности системы на горизонтальной оси. Как вы уже поняли из примера диаграммы последовательности, время обслуживания остается неизменным при любой загруженности системы. Однако задержка в очереди ухудшается (т. е. растет) экспоненциально с ростом нагрузки. Сложение переменного времени задержки с постоянным временем обслуживания для всех возможныхзначений нагрузки дает известную кривую времени отклика, напоминающую по форме хоккейную клюшку (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Хоккейная клюшка
Особую ценность теория массового обслуживания представляет для аналитиков по производительности, позволяя предсказывать время отклика системы в гипотетических ситуациях. Правильно примененная модель массового обслуживания способна очень хорошо показать потенциальные проблемы с производительностью, не требуя затрат на натурную проверку различных конфигураций системы. Например, если планируемая замена процессора не в состоянии повысить производительность, гораздо дешевле выяснить это при помощи Excel, чем путем замены и тестирования реального оборудования.
Но не исключено, что еще важнее, каким образом знакомство с теорией массового обслуживания влияет на наше восприятие времени отклика. Становится более явным принципиальное различие между временем, потраченным на работу и на ожидание. Корректное применение теории массового обслуживания позволяет осознать взаимосвязи между разнообразными параметрами оптимизации и их зависимости. Становится понятно, что имеет отношение к нашим задачам, а что - нет.
Мы уже знакомы с фундаментальным отношением теории массового обслуживания: время отклика равно сумме времен обслуживания и задержки в очереди, или R = S + W. Мы знаем, что время отклика возрастает с увеличением нагрузки, и такое увеличение связано с изменением W, а не S. В последующих разделах рассказано, как формулы теории массового обслуживания применяются для прогнозирования характеристик производительности определенной конфигурации системы вне зависимости от реальности существования такой конфигурации (полный перечень формул теории массового обслуживания, встречающихся в книге, приведен в приложении D). Начнем с входных параметров, которые используются в формулах.
< Предыдущая | Следующая > |
---|