Документация Oracle на русском языке





Сайт посвящен разработке информационных систем с использованием технологий Oracle. На сайте можно найти полезную литературу и документацию на русском языке по программированию и администрированию Oracle.Программирование баз данных на Oracle, техническая документация, литература, статьи и публикации.

Главная :: Карта


Oracle Database или Oracle RDBMS — объектно-реляционная система управления базами данных компании Oracle.



 

DeepEdit!

Программирование баз данных на Oracle, техническая документация, литература, статьи и публикации

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Бесконечный ресурс ожидания


В значительной степени проблема обусловлена принципом, который лучше всего проиллюстрировать с помошью небольшого мысленного эксперимента. Представьте себе, что сто пользователей стоят в очереди к персональному компьютеру с очень медленными процессором и дис­ком, чтобы установить соединение с экземпляром Oracle. Когда пользо­ватель достигает начала очереди, он открывает новый сеанс SQL*Plus, устанавливает соединение с Oracle, сворачивает окно приложения и выходит из комнаты. Предположим, что после того, как все 100 поль­зователей проделали эти действия, можно получить точные сведения о расходовании времени во всех ста сеансах Oracle в рамках минутно­го интервала.
Вы обнаружите, что ядро Oracle затратило 100 минут на ожидание 100 отдельных блокирующих вызовов чтения сокета SQL*Net. Профиль ре­сурсов системы за эту минуту покажет, что система затратила 100 ми­нут фактического времени на «выполнение события». Как это может быть? В системе есть только один процессор и один диск. Откуда в ней взялись ресурсы, предоставленные 100 пользователям на 100 минут фактического времени? Ответ прост:
В любой системе ресурс ожидания бесконечен.
Конечно, наш пример иллюстрирует лишь небольшой частный слу­чай, поскольку в нем рассматривается событие, известное как «собы­тие простоя». Даже однопроцессорная система может ожидать мил­лионы таких событий одновременно, вообще не загружая диск или процессор.
Удивительно то, что данный пример так же хорошо будет работать, ес­ли мы выдвинем на главную роль событие, заведомо не относящееся к простою. Представьте себе, что, проявив чудеса координированности, 100 пользователей смогли одновременно обратиться к разным блокам базы данных на одном очень медленном диске настольного ПК. Для простоты предположим, что наш медленный диск может выполнять запросы на чтение со скоростью один блок в секунду.
Сначала все 100 сеансов будут ожидать события чтения одного блока db file sequential read. Через одну секунду первый сеанс, чей запрос на чтение будет выполнен, перейдет к ожиданию SQL*Net message from client, а остальные 99 продолжат ожидание db file sequential read. Через две секунды уже два сеанса будут ожидать чтения сокета, а 98 сеансов -чтения файла. Наконец, через 100 секунд все 100 сеансов будут заня­ты ожиданием чтения сокета SQL*Net.
Таким образом, через 100 секунд продолжительность ожиданий чтения файла составит 1 + 2 + 3 + ... + 100 = 5050 секунд, а продолжительность ожиданий чтения сокета будет равна 99 + 98 + 97 + ... + 0 = 4950 секун­дам. Профиль ресурсов системы, выполняющей 100 чтений файла на таком 100-секундном интервале, будет выглядеть так:

Event
Duration
%
Calls
db file sequential read
5,050.00
5,050.0
100
SQL*Net message from client
4, 950.00
4,950.0
99
unaccounted for
-9,900.00
-9,900.0

TOTAL
100.00
100. 0
200
Теперь выясняется, что наша однопроцессорная система с медленным диском на 100-секундном интервале обеспечила своим пользователям 5050 секунд дисковых операций. Как ей это удалось? Дело в том, что пользовательские сеансы получили лишь 100 секунд работы с дис­ком. Оставшаяся часть «времени ожидания» (которое, как вы увидите в главе 9, фактически является временем отклика в терминах теории массового обслуживания) представляет собой задержку в очереди -время, затраченное в ожидании освобождения дискового устройства. Опять-таки, как видите, ресурс ожидания любой системы бесконечен.
События простоя в фоновых сеансах
Пользовательские сеансы (сеансы, для которых V$SESSION.TYPE = 'USER'), как правило, относят время простоя своих пользователей к событию SQL*Net message from client. В тех системах Oracle, где за время жизни экземпляра происходило множество регистраций пользователей, это время обычно оказывается первым в запросе к V$SYSTEM_EVENT, упорядо­ченном по убыванию значений в поле TIME_WAITED.
В то же время фоновые процессы Oracle (сеансы, для которых V$SES-SION.TYPE = 'BACKGROUND') сохраняют соединение на протяжении всей жизни экземпляра, практически не выполняя никаких действий, ко­гда для них нет работы. Вследствие этого такие процессы вносят суще­ственный вклад в «события простоя». Следующий запрос показывает почему:

PROGRAM

EVENT
SECONDS
STATE
oracle@research
(PMON)
pmon timer
1,529,843
WAITING
oracle@research
(DBW0)
rdbms ipc message
249
WAITING
oracle@research
(LGWR)
rdbms ipc message
246
WAITING
oracle@research
(CKPT)
rdbms ipc message
0
WAITING
oracle@research
(SMON)
smon timer
1,790
WAITING
oracle@research
(RECO)
rdbms ipc message
208,071
WAITING
6 rows selected.




Из полученного отчета видно, что сеанс PMON находился в ожидании со­бытия pmon timer приблизительно 17,7 суток (наш экземпляр, предна­значенный для исследований, не очень загружен). Сеансы DBW0, LGWR, CKPT и RECO ожидают события rdbms ipc message. А у сеанса SMON имеется собственное событие таймера smon timer. Все эти события можно с пол­ным правом отнести к «простоям», т. к. сообщающие о них сеансы в буквальном смысле ничего не делают, находясь в ожидании вызова от некоторого коммуникационного устройства.
Однако игнорирование событий простоя - это не очень хорошее реше­ние фундаментальной проблемы, вызванной неправильным выбором временной области и области операций для сбора данных. До тех пор, пока повышение производительности фонового сеанса не представляет для нас интереса, мы можем не обращать внимания на события pmon timer, rdbms ipc message и smon timer. Если же действительно необходимо повысить производительность фонового сеанса и в собранных в кор­ректной области данных велик вклад одного из этих событий, то во­прос, на который надо дать ответ, звучит так:
Почему этот сеанс простаивает, в то время как мы пытаемся заставить его работать быстрее, чем он это делает сейчас?

Если так называемое событие простоя увеличивает время отклика для конечного пользователя, то об этом действительно стоит побеспоко­иться.
Еще раз о выборе области сбора данных
Почему я так долго утаивал от вас эти чудовищные сложности, вы­званные «событиями простоя», и только сейчас рассказал о них? На самом деле я ничего не скрывал. Я рассказывал о событиях простоя в главе 5. Просто я называл их «событиями, произошедшими между вызовами базы данных» и никогда не говорил, что с ними связаны ка­кие-то неприятности. События между вызовами не вызывают никаких проблем, если анализировать диагностические данные, собранные в кор­ректно выбранной области. К потере данных приводит неправильный выбор области. Если же область выбрана корректно, то события между вызовами имеют такую же ценность для диагностики, как и все про­чие события.
Правильный выбор области на этапе сбора данных проекта повышения производительности обеспечивает релевантность всех событий ожидания Oracle. Данные, собранные в корректно выбранной области, не содержат «событий простоя», которыми можно было бы пренебречь.
Выбор области сбора данных - ключ к экономически оправданному повышению производительности.
 



jAntivirus